"АБВГДейка"
Тема 1 .Вводное ознакомительное. «Что такое букварь». Теория. Закрепление знаний детей о букваре, ориентировка на странице книги, словесные игры "На что похожа буква", "Назови слово на заданную букву".
Тема 2 Тестовое занятие, форма вводного контроля.
Теория. «Звуки и буквы» (закрепление). Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами».
Тема 3..Звук «А», буква А. «Звуки и буквы» (закрепление). (1 занятие)
Теория. Гласный звук, буква.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры с мячом «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «На что похожа буква». «Звуки и буквы» (закрепление). Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно». Игры «Буквы рассыпались», «Буквы потерялись», «Буквы поменялись местами». Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Ориентировка на странице книги. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Соедини правильно», чтение загадок, рисование огурцов в тетради в линейку.
Тема 4. Звук «О», буквы О. «Звуки и буквы» (закрепление). (1 занятие). Теория. Гласный звук, буква, слово, предложение.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры с мячом «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «На что похожа буква». «Звуки и буквы» (закрепление). Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадок. Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно».
Тема 5. Звук «У», буква У. «Слова и слоги» (закрепление). (1 занятие).
Теория. Гласный звук, буква, слово.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «На что похожа буква». Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Ориентировка на странице книги. «Слова и слоги» (закрепление). Чтение пословиц. Игровое упражнение «Соедини правильно». Игровое упражнение «Кто в каком домике живет».
Тема 6. Звуки «М-М,», буква М. «Слова и слоги» (закрепление). (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, предложение.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «На что похожа буква». Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Нахождение знакомой буквы в крупно написанном предложении. Чтение загадок, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листьев в тетради в линейку.
Тема 7. Звуки «С-С’», буква С «Слова и слоги» (закрепление). (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву). Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадок, рисование шариков в тетради в линейку.
Тема 8. Соединение букв, чтение слогов. «Предложение, графические навыки» (1 занятие).
Теория. Буква, слог, слово, предложение.
Практика. Слияние букв в один слог (АУ, УА, АМ,УМ, АС,УС,ОС). Определение количества слогов. Игры «Добеги с мальчиком до буквы», «Выложи слог», «Читатели». Ориентировка на странице книги. Игровое упражнение «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.
Тема 9. Звуки «Х-Х’», буква Х. «Прочитай и допиши правильно» (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, слог.
Практика. Артикуляция звука. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук».
Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игры «Выложи слог», «Сложи слог из букв магнитной азбуки». Слово, предложение, слог. Упражнение «Найди звук в слове», «Составь слово на заданную букву», Придумывание предложений из 3 слов.
Тема 10. Звуки «Р-Р’», буква Р. «Прочитай и допиши правильно» (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, слог. Практика. Артикуляция звука. Игры «Чудесный мешочек». Определение места звука в
названиях картинок. Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игры «Выложи слог», «Найди слог». Чтение загадок, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение рассказа К. Д. Ушинского «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.
Тема 11. Звук «Ш», буква Ш. «Чистоговорки»
(1 занятие).
Теория. Согласный твердый звук, буква, слово, слог.
Практика. Артикуляция звука. Игра «Чудесный мешочек». Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение слогов ША,
ШО, ШУ,. Составление предложений из трех слов. Печатание слогов. Чтение и чистоговорок, пословиц, рисование Колобка в тетради в линейку.
Тема 12. Звук «Ы», буква Ы. «Чистоговорки» (1 занятие). Открытое занятие. Форма промежуточного контроля.
Теория. Гласный звук, буква, слово, слог.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игра «Чудесный мешочек», разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. «Сложи слово из заданной буквы». Игровые упражнения «Напиши правильно». рисование фигур, в тетради.
Тема 13. Звуки «Л-Л’», буква Л. «Чистоговорки» (1 занятие).
Теория. Согласный и гласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук». Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игры «Выложи слог». Игра «Записка для мамы» (составление предложения при помощи картинок). Чтение слогов ЛУ-ША, ЛА-РА, РО-МА, ЛО-РА,МЫ-ЛО, СЫ-РО. Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Нахождение знакомой буквы в крупно написанном
предложении. Ориентировка на странице книги. Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование вагончиков в тетради в линейку.
Тема 14. Звуки «З-З», буква З. Чтение стихотворения «Первый снег» (отрывок)
(1 занятие)
Теория. Согласный и гласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение слогов и слов, предложений из 2-3 слов на знакомые буквы. Игры «Найди слово»,
«Составь предложение». Чтение слов КО, ЗА, КО, СА, РО, ЗА, КО, СЫ, РО, СЫ. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение стихотворения, рисование шариков в тетради в линейку.
Тема 15. Звуки «Н-Н», буква Н. Заучивание стихотворения «Первый снег» (1 занятие).
Теория. Согласный и гласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение слогов на знакомые буквы. Игровые упражнения «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение стихотворения, рисование шариков в тетради в линейку.
Тема 16. Звуки «К-К’», буква К. «Прочитай зимние слова» (1 занятие).
Теория. Согласный и гласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук», «Выложи слог», «Найди слог». Чтение слогов, на знакомые буквы. Чтение небольшого рассказа, игровые упражнения «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о труде.
Тема 17. Звуки «Т-Т’», буква Т. «Предложение» (1занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, слог, предложение.
Практика. Артикуляция звука. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук», «Выложи слог», «Найди слог».
Чтение слогов, на знакомые буквы. Чтение загадок, рассказа о зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.
Тема 18. Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. «Новый год»
Теория. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.
Практика. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв.
Упражнять в различении гласных и согласных звуков. Закреплять умение определять место звука в слове. Игры «Как зовут мальчика», «Звук потерялся», «Подскажи словечко», «Учимся читать слоги». «Новый год». Чтение стихотворения, игровое упражнение «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование бус в тетради в линейку.
Тема 19. Звуки «И-Й», буквы И, Й. «Читаем интересные слова» (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Узнавание букв. Закрашивание картинок на определённый звук. Чтение слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Чтение слогов на знакомые буквы. Чтение стихотворения, игровое упражнение «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование елочных шариков в тетради в линейку.
Тема 20. Звуки «Г-Г’», буква Г. «Придумаем и запишем слова» (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук», «Выложи слог», «Найди слог». Чтение слогов, на знакомые буквы. Придумывание загадок о зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок.
Тема 21. Звуки «В-В’», буква В. «Составь рассказ и запиши схему» (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, слог,предложение.
Практика. Артикуляция звука. Игры, «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук». Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игры «Выложи слог». Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку. Игра «Записка для мамы» (составление предложения при помощи картинок).
Тема 22. Звуки «Д-Д’», буква Д. «Дикие животные» (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук», «Выложи слог», «Составь предложение», «Найди слог». Чтение слогов на знакомые буквы. «Профессии». Игровые упражнения «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок. Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Допиши предложение», чтение загадок.
Тема 23. Звуки «Б-Б’», буква Б. «Чтение читстоговорок» (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Игры «Чудесный мешочек». Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение чистоговорок с буквой «Б» Закрашивание картинок на определённый звук. Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игры «Выложи слог», «Найди слог», «Собери слово из слогов».
Тема 24. Звуки «П-П’», буква П. «Предложение и слово» (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «Чудесный мешочек», «Угадай, какой звук», «Выложи слог», «Собери слово», «Найди слог». Чтение и составление слогов БАЛ-КА, ПАЛ-КА, БЫ-ЛИ, ПЫ-ЛИ. Чтение пословиц, стихотворения о природных явлениях, игровое упражнение «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.
Тема 25. Звуки «Ж-Ж’», буква Ж. «Загадки День Армии» (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог, предложение. Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение слогов и слов, предложений из 2-3 слов на знакомые буквы. Игры «Найди слово»,
«Составь предложение». Чтение рассказа, загадок о деревьях, игровое упражнение «Что перепутал художник».
Тема 26. Звуки «Ё», буквы -Ё. Чтение стихотворения Т. Шорыгиной,
(1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог.
Практика. Игры «Найди слог», «Читатели», «Сложи слово из букв магнитной азбуки». Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игра «Выложи слог». Чтение стихотворения Т. Шорыгиной, написание поздравлений женщинам и рисование для них букетов цветов.
Тема 27. Буква «Ь», «Ъ». «Буква, слово, предложение» (1 занятие).
Теория. Буква, слово, слог, предложение.
Практика. Печатание слогов. Выкладывание букв из палочек. Работа с разрезной азбукой (ЕЛ-ЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ). звуковом анализе слов. Игры «Чудесный мешочек», «Найди слово», «Составь предложение из заданных слов». Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Д. Ушинского «Дятел», рисование птички в тетради в линейку.
Тема 28. Звук «Я», буква Я. «Слоги- слова» (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Игры «На что похожа буква», «Выложи слог». Разучивание чистоговорок. Печатание слогов. Чтение слогов на знакомые
буквы. Игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Д. Ушинского «Дятел», рисование птички в тетради в линейку.
Тема 29. Звук «Ч», буква Ч. «Найди и прочитай» (1 занятие).
Теория. Мягкий согласный звук, буква, слово, слог. Практика. Артикуляция звука. Чтение слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук. Выкладывание букв из палочек. Чтение слогов на заданные буквы. Разгадывание кроссворда, игровое упражнение «Раскрась правильно».
Тема 30. Звук «Э», буква Э. «Напишем и читаем правильно». (1 занятие). Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог. Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игры «На что похожа буква», «Выложи слог». Составление предложений с предлогами (в, на. за). Печатание слогов. Чтение загадки, рассказа Н. Сладкова «Весенние радости», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.
Тема 31. Звук «Ц», буква Ц. «Напишем и читаем правильно». (1 занятие).
Теория. Твердый согласный звуки, буква, слово, слог, предложение.
Практика. Артикуляция звука. Печатание слогов. Выкладывание буквы из палочек. Игры
«Чудесный мешочек», «Найди слово». Работа с разрезной азбукой. Чтение текста «Подарок». Чтение загадки, рассказа Н. Сладкова «Весенние радости», игровое упражнение «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.
Тема 32. Звук «Ф», буква Ф. «Напишем и читаем правильно». (1 занятие).
Теория. Согласный звук, буква, слово, слог, предложение.
Практика. Артикуляция звука. буквы. Игры «Выложи слог», «Собери слово», «Найди слог». Чтение предложений из 2-3 слов на знакомые буквы. Чтение текста «Свинья Фефела». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игровое упражнение «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.
Тема 33. «Звук «Щ», буква Щ. «Напишем и читаем правильно». (1 занятие).
Теория. Мягкий согласный звук, буква, слово, слог. Практика. Артикуляция звука. Дифференциация звуков и букв Щ, Ч, С. Игры «Чудесный мешочек». Чтение загадки и рассказа о весне, игровые упражнения «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о весне, рисование грибов в тетради в линейку. Выкладывание буквы из палочек. Печатание слогов.
Тема 34. Звук и буква Ю. «Ребусы» (1 занятие).
Теория. Гласный звук, буква, слово.
Практика. Артикуляция звука. Определение места звука в названиях картинок. Чтение буквы в строчку и в столбик. Ребусы». Разгадывание ребусов. Игры «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «На что похожа буква». Разучивание чистоговорок. Закрашивание картинок на определённый звук. Ориентировка на странице книги.
Тема 35. Звук и буква Е. «Сложные слова». (1 занятие).
Теория. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог.
Практика. Игры «Найди слог», «Читатели», «Сложи слово из букв магнитной азбуки». Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игра «Выложи слог». Чтение загадки и рассказа о лете, игровые упражнения «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, написание слов в тетрадке в клетку.
Тема. 36. Чтение рассказов. Кроссворды. (1 занятие)
Теория. Продолжать учить писать заданное слово. Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.
Закреплять умение определять в предложении первое, второе, третье слово.
Закреплять умение проводить фонетический разбор слов.
Практика. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем первые ребусы», «Отгадываем загадки»
Тема 37-38. «Путешествие по букварю» Итоговая диагностика. Итоговая форма контроля. «Выявление уровня развития звуко-буквенного анализа» (тестовое занятие)
(2 занятие).
Теория. Чтение стихотворения и пословиц о школе, игровое упражнение «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них. Гласный и согласный звуки, буква, слово, слог.
Практика. Игры «Найди слог», «Читатели», «Сложи слово из букв магнитной азбуки». Чтение прямого слога (согласный + гласный). Игра «Выложи слог, слово, предложение».
Программа занятий
Формы занятий:
-
-
- занятия «открытия» нового знания;
- занятия тренировочного типа;
- занятия обобщающего вида (итоговые) Формы организации деятельности детей на занятии:
- индивидуальная,
- работа по подгруппам,
- групповая.
-
В программе реализуется следующая схема проведения занятия:
-
-
- прорабатываются упражнения для губ или язычка;
- уточняется правильность произношения звука;
- описывается звук;
- игра со звуком;
- рассматриваются картинки на определённую букву;
- знакомство с новой буквой;
- читается стихотворение о букве;
- определение место звука в слове;
- физминутка;
- чтение;
- работа в тетради.
-
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»